В Бильбао мы заехали на полдня, прогулялись в центре, про него и расскажем. В дальнейшем мы сюда еще вернемся и погуляем более основательно.
Поворотным моментом в современной истории города стал потоп в 1983 году во время празднования летнего городского фестиваля. Из-за обильных дождей, вода в устье реки поднялась в некоторых местах до 5 метров и разрушила ключевую инфраструктуру. Бильбао погрузился в глубокую депрессию, стал довольно грязным, население стремительно уменьшалось, экономика падала, начался социальный кризис.
Несмотря на все проблемы, власти приняли уникальное и крайне необычное решение. Было решено убрать загнивающие промышленные предприятия из города и перевести экономику в сферу услуг. Символом перемен должен был стать новый грандиозный архитектурный проект.
Именно в эти годы Нью-Йоркский Фонд Гуггенхейма, некоммерческая организация по поддержке современного искусства, искал возможности для расширения в Европе. Была выбрана Испания и предложения ушли в Барселону, Севилью и Сантандер. Тем не менее, лучший ответ пришел из Бильбао, это был практически бескомпромиссный вариант.
Власти Бильбао обратились к известному архитектору Фрэнку Гери (Frank Gehry). Как он позже говорил в интервью, они сказали буквально следующее: "Наш город умирает. Нам нужна Сиднейская опера". Архитектор переживал и не мог ничего обещать, он понимал, что от его решений может зависить судьба целого региона.
Мы, кстати, уже посещали другие сооружения Фрэнка Гери. Это комплекс зданий "Новая таможня" в Дюссельдорфе
Открытие музея создало, так называемый "Эффект Гугенхайма", причем распространился он далеко за пределы Бильбао. В самом же городе преобразования только начинались, были приглашены ведущие архитекторы мира. Сантьяго Калатрава построил современный аэропорт, а Норман Фостер - метро. И это в городе с населением 350 тыс. человек.
Основной идеей стала реконструкция с целью создания удобной городской среды, в первую очередь для самих жителей. Сейчас концепция "города для жизни" уже стала повсеместной, но в конце 80-ых такие идеи еще были революционными.
Было подсчитано, что строительство музея приносит городу ежегодно около полумиллиарда евро и создает 9000 рабочих мест. Ведь дело не только в самом музее: до его открытия в городе проводилось 80 культурных мероприятий в год, сейчас - больше 1000.
Можно ли считать пример Бильбао ключом к успеху любого города? Ни в коем случае! За последние десятилетия 130 городов обратились в Фонд Гугенхайма с предложениями о строительстве новых обьектов, но, в силу разных причин, практически никто не получил положительного ответа.
Строительство крупных инфраструктурных объектов несёт большую опасность - это рай для коррупции. Примеры есть практически в каждой стране, даже в Германии с её Берлинским аэропортом. Могут иметь место и просто просчеты в оценках стоимости. Город искусств и наук в Валенсии изначально планировали построить за 175 млн. евро, но финальная сумма оказалась равной 1.2 млрд. евро.
Еще одной неудачей могут стать затраты на содержание объектов, когда они попросту не окупаются. Так произошло в Сарагосе (Мост-павильон Захи Хадид) и в Сантьяго де Компостеле (Город культуры Галисии).
Нельзя просто построить объект и сидеть сложа руки в ожидании роста ВВП. В случае с Бильбао музей стал символом перемен. В вашем городе символом может стать что-то другое.