Особо интересен Хельсинки будет жителям Санкт-Петербурга, да и в целом жителям бывшего СССР. Это чуть ли не единственный пример большого города, который пошёл своим путем после 1917 года, а не после 1990.
Основная проблема города - у него нет лица, нет туристической узнаваемости. После Западной Европы, да даже после Стокгольма, Хельсинки показался нам мрачным и серым. Об этом в конце статьи.
Город равнинный и это очень плохо в плане живописных пейзажей. Даже в плоских Афинах и Ницце есть пару высоких холмов с панорамными видами, а здесь всё печально.
Хотя есть много набережных, зелёных зон и общественных пространств, очень удобно гулять пешком, что мы и сделали. Правда, за два полных дня мы не посмотрели даже третью часть, не были на островах, не видели символ города - Кафедральный собор, поэтому приедем ещё.
Начали с нового района Jatkasaari, где и ночевали. До 2008 года здесь располагался грузовой портовый терминал, а сейчас продолжается строительство современных жилых и офисных кварталов. Планируется, что здесь будут жить 17000 человек.
Большинство зданий жилые и довольно приятные. Правда, в последнее время, из-за роста цен, строят их всё выше и выше. Но это общеевропейская тенденция. В Вене уже дошли до 9 этажей.
Только в этом районе мы почувствовали себя в настоящей Скандинавии.
Застройка, хоть и плотная, но будет много набережных и залёных зон, а через весь район прокладывают огромный парк в виде буквы S.
И, конечно же, каждый дом в районе разный.
Пешеходный мост.
Обустроены зоны для пикников, которые отделяют высокой травой.
Ночевали в высотном отеле Clarion Hotel Helsinki (booking.com), который, к сожалению, разочаровал.
Парковки нет, от ближайшей идти 550 метров. Войти на парковку можно только по карточке, которую многие оставляют в машине. Прямо при нас человек прибежал на рецепшен, так как опаздывал на самолёт, но не смог попасть на парковку. Из-за этого теряется куча времени.
Въезд на парковку под пешеходным мостом.
Окно в номере шириной 1 метр! Обещанный вид на город вот такой.
На крыше есть прозрачный бассейн, который видно снизу и который отель активно рекламирует. В реальности, это большая ванна, где сидят минимум 10(!) человек. Плавать там невозможно, разве что сделать фото и вылезти.
Набережная около отеля ночью.
Далее пошли гулять по одной из набережных. Так как Хельсинки стоит на берегу Финского залива, то набережных в городе очень много.
К чести финнов, набережная оборудована очень хорошо и в основном там парковые зоны.
В парках есть много скальной породы. Какой-никакой, а рельеф.
Обращают на себя внимание два деревянных здания, расположенные на островах. Это виллы в стиле модерн, построенные в 1899 и 1900 годах. В данный момент в них расположены рестораны, куда можно попасть на паромах.
На Рыночной площади, где обычно проходит рыбная ярмарка, обустроили большое общественное пространство с бассейнами и рестораном.
Тут же установлено колесо обозрения, на котором мы прокатились. Рекомендовать не можем, так как виды не живописные, а стекла затонированы.
Есть более дорогие VIP-кабинки и даже одна кабинка-сауна. Во время нашего визита какой-то смельчак в трусах прокатился в ней в 30-ти градусную жару. Его даже снимало телевидение.
Посетили Часовню тишины Камппи, на площади Наринка. Как можно догадаться из названия, внутри можно помолчать :)
Зашли в новое здание библиотеки. Хотя библиотекой его сложно назвать, это большое общественное пространство, куда можно прийти с детьми, посетить кружки по интересам, посидеть в кафе или просто погулять, как сделали мы.
Библиотека, кстати, автоматическая.
Интересное решение для защиты от солнца.
Туалет в библиотеке.
Библиотека расположена в довольно странном месте. Здесь построили здания различных учреждений: музей, дворец конгрессов, дом музыки, а между ними разбили большой и пустой парк. Такая планировка характерна для республик бывшего СССР или для Берлина, но в западной Европе или в Скандинавии такого не увидишь.
Проблема больших пространств в том, что они мало используются и за ними нужен дорогостоящий уход.
Еще посмотрели одно из самых необычных мест Хельсинки - Церковь Темппелиаукио, построенная в 1969 году. Церковь вырубили в скале, прямо посреди городских кварталов. Такие скалы обычное дело в Скандинавии, в Стокгольме они, к примеру, на каждом шагу. По крыше можно свободно погулять, ведь это просто скала.
В церкви была свадьба и мы решили не ждать пока все гости выйдут. Зайдём внутрь в следующий раз.
В центре города многие улицы выглядят, как типичный Киев. Вот реально, возьмите любой перекресток и покрутите мышкой на google street view. Это же обычная улочка на Подоле в Киеве.
Это не удивительно, ведь строились многие дома еще под владением Российской Империи.
Но вот что любопытно, даже став независимой, Финляндия продолжила клепать дома, как в СССР. В центре города есть довольно много подобных жилых зданий. Из-за столь различных архитектурных стилей, Хельсинки не чувствуется каким-то целостным городом. Конечно, ухоженность спасает положение, но... соседний Стокгольм выглядит на голову интересней и живописней.
Такая архитектура распространена на севере Швеции и Финляндии, где климат гораздо более суров. Но увидеть её в самом центре Хельсинки было необычно и грустно.
К большому удивлению, в супермаркетах мы обнаружили нашу любимую воду Боржоми. В Западной Европе её практически не найти.
Какой итог можно подвести. За два полных дня в Хельсинки мы не нашли какой-то особой изюминки в городе. Во многих известных городах есть какие-то каноничные виды, символы, которые знает весь мир и которые используются в рекламных буклетах. Есть ли в Хельсинки такой вид? Разве что вид на кафедральный собор, да и то большинство даже не поймут по нему, что это за город.
А запомнился Хельсинки отличной инфраструктурой, современной архитектурой (увы, её немного), хорошими парками и общественными пространствами. Ради них сюда стоит приезжать.
Как добраться: аэропорт Хельсинки находится в 18 километрах от города. Из аэропорта можно доехать на электричке за 30 минут (https://www.hsl.fi/en/ringrailline), билеты покупайте в автомате компании HSL. Из Санкт-Петербурга можно доехать на поезде всего за 3.5 часа. Так же можно добраться на пароме из следующих городов:Таллин (Эстония), Стокгольм (Швеция), Травемюнде (Германия), Росток (Германия), Гдыня (Польша), Санкт-Петербург (Россия). Используйте сайты:
https://www.tallink.com/
https://www.tallinksilja.com/book-a-cruise
https://www.vikingline.com/
https://www.finnlines.com/